Эволюция от табличной вёрстки к новейшему Bootstrap 4

Эволюция от табличной вёрстки к новейшему Bootstrap 4

Для начала немного истории, справочной информации и теории…

Чтобы понять, что такое Bootstrap в целом, какова его роль в современной верстке сайтов и какие новшества он принес в 4-ом релизе, давайте немного погрузимся в историю самой верстки.

Если вы далеки от индустрии web-разработки, и вас не сильно интересует техническая (теоретическая) часть этой области, у вас может появится логичный вопрос: «Да что же это такое, Bootstrap?»

Если вкратце и «по-человечески», Bootstrap — это широко распространенный инструмент верстки (фреймворк) с набором унифицированных инструментов и правил, позволяющих довольно быстро и на понятном всем разработчикам «языке» верстать сайты, адаптированные под все устройства и поддерживаемые всеми современными браузерами.

В принципе, можно разделить историю существования сайтов, а следовательно и их создания, на несколько этапов, в которых Bootstrap сыграл немаловажную роль.

Табличная верстка

Табличная верстка — условное название метода верстки веб-документов, при котором в качестве структурной основы для расположения текстовых и графических элементов документа используются таблицы (то есть HTML-тег <table>). Данный подход был самым популярным в начале 2000ых.

Таблица с невидимой границей представляла собой словно модульную сетку, в блоках которой удобно размещать элементы веб-страницы.

Схематичное изображение табличной верстки

Схематичное изображение табличной верстки

Но шло время, развивались технологии, мобильный интернет все больше и больше входил в нашу обыденную жизнь. Табличная верстка вовсе «не дружит» с мобильными устройствами в силу специфики поведения таблиц на маленьких разрешениях. А так же компания W3C (Консорциум Всемирной паутины) развивала идею семантики языка HTML: введения все новых и новых элементов (тегов), каждый из которых несет свою «фундаментальную роль» на странице сайта. Если раньше все блоки разметки страницы были просто ячейками таблицы, то сейчас каждый элемент имеет свой тег:

  • <header> — шапка сайта;

  • <nav> — навигация по разделам сайта;

  • <section> — информационный блок сайта;

  • <aside> — боковая (второстепенная) колонка сайта;

  • <article> — информационная статья;

  • и этот список можно продолжать еще долго…

Это делается для того, чтобы поисковые роботы и устройства чтения сайтов для людей с ограниченными физическими возможностями правильно воспринимали информацию на странице, структурировали ее и обрабатывали для дальнейшего предоставления конечному пользователю.

С появлением стандарта CSS, стало намного легче задавать оформление и управлять взаимным размещением блоков страницы, таблицы постепенно начали терять популярность и сообщество разработчиков постепенно перешло на принципиально новый вид верстки.

Блочная верстка

Блочная верстка — это подход, при котором сайт строят на основе «блоков», в качестве которых выступают, как правило, теги <div>. В англоязычных источниках такой подход называют Layouts. Блоки при таком подходе располагаются один под другим, но при помощи стандарта CSS разработчики могут менять их порядок отображения и позиционирование, а также задавать одному объекту различные стили на различных разрешениях браузеров. 

Таблицы с тех пор используются исключительно для предоставления пользователю табличных данных. В глобальной разметке страницы они не участвуют.

CSS — довольно гибкий инструмент и одного и того же эффекта разметки страницы можно добиться множеством различных способов, какие-то могут содержать очень громоздкий код, каки-то — более компактный. И чтобы как-то унифицировать этот процесс, т.е. выработать один принцип, понятный всем разработчикам, компанией Twitter был разработан набор инструментов для адаптивной блочной верстки. Проект задумывался, как внутренняя библиотека компании, но позже, в 2011 году, был выпущен в открытый доступ под названием Bootstrap и за 2 года было выпущено 2 фундаментальных обновления (Bootstrap 2 и Bootstrap 3). Во второй версии была введена 12-колоночная сетка, а в третьей разработчики перешли к концепции «mobile first», что означает первостепенную разработку правильного отображения сайта на мобильных, а уже затем — на более высоких разрешениях.

Но и блочная верстка, несмотря на огромный список преимуществ по сравнению с табличной, имеет, по сравнению с ней, ряд недостатков. Вертикальное выравнивание блоков относительно друг друга, центрирование элементов по обеим осям, отзывчивое управление размерами блоков относительно родительских элементов, единообразное отображение сайта на всех браузерах (кроссбраузерность)... Достижение всего этого — довольно трудоемкий процесс.

Схематичное изображение блочной верстки (Bootstrap 3)

Схематичное изображение блочной верстки (Bootstrap 3)

Верстка флексами (Flexbox)

Flexbox — это своеобразный симбиоз блоков и таблиц. Можно сказать, что это блоки, которые позаимствовали от таблиц только самое лучшее. Вообще принцип верстки флексами был предложен еще в 2008 году, но их плюсы и достоинства не сразу были оценены популярными браузерами, да и сам принцип находился в активной разработке. И лишь в 2012 году был окончательно изменен и уточнен синтаксис нового подхода. И уже после этого браузеры активно начали его поддержку, и в 2014 году все популярные браузеры уже поддерживали эту технологию. Лишь IE (Internet Explorer) упрямился, но начиная с 10-ой версии все-таки включил поддержку Flexbox.

Но не смотря на это сразу же, в 2014-ом году, было объявлено, что началась разработка Bootstrap 4, основанного на Flexbox-верстке. И вот, после длительного оттачивания и доведения до ума Bootstrap 4 выпущен в первой стабильной версии 19 января 2018 года.

В данный момент Bootstrap 4 поддерживается всеми современными браузерами (Chrome, Safari, Firefox, Opera, Microsoft Edge, IE 11).

Схематичное изображение верстки флексами (Bootstrap 4)

Схематичное изображение верстки флексами (Bootstrap 4)

Что мы выбрали для себя?

Долгое время для вёрстки проектов мы использовали фреймворк Bootstrap 3. Он позволял нам создавать современные и адаптивные сайты, удовлетворяющие всем потребностям наших клиентов.

Но на данный момент мы решили не отставать от передовых принципов и стали использовать фреймворк Bootstrap 4 в своих проектах.

Переход на него мы начали практически сразу после его официального релиза. В процессе мы пересмотрели и обновили всю свою внутреннюю документацию (технические правила верстки, базовые заготовки шаблонов, документацию и чек-листы по тестированию). Процесс верстки стал при этом намного практичнее, а страницы на выходе получаются более гибкими и современными.

Проекты, разработанные с использованием фреймворка Bootsrap 4, в скором времени добавятся и в наше портфолио.

 

Читайте также
За настройку контекстной рекламы берётся каждый второй маркетолог, но лишь единицы это делают правильно и быстро. Чтобы создать успешную рекламную кампанию, необходимо пройти 8 этапов, использовать 16 инструментов.
В гонке за высоким CTR и снижением стоимости клика можно забыть о ключевых бизнес-показателях, которые влияют на прибыль компании. Узнайте, что это за показатели и как их использовать маркетологу или собственнику бизнеса.
Чем сложнее и дороже товар или услуга, тем дольше клиент думает перед совершением конверсии. Нужно анализировать поведение посетителей, количество касаний с сайтом, время принятия решения о покупке для роста эффективности рекламных кампаний.