Недавно мы провели объёмный аудит SEO-состояния 34 сайтов минских автодилеров. В выборку попали сайты, которые мы нашли в специализированных онлайн-каталогах.
Сайты анализировались по 10 группам параметров. Всего получилось 40 критериев сравнения.
Чтобы выявить особенности представления ниши в интернете, рассмотрим некоторые показатели подробнее:
1. Индексация

Всего лишь 18% имеют умеренное отклонение между индексацией Яндекс и Google. При этом чаще всего больше страниц видит Яндекс. В отдельных случаях им проиндексировано в 10, 20 и даже 50 раз больше страниц. У большинства сайтов имеется Robots.txt и Sitemap.xml.
⅔ сайтов имеют дубли главных страниц. При этом дубли с разным числом слешей в URL не самое страшное. Мы обнаружили целые сайты-копии друг друга.
Что делать: Для начала проверить количество проиндексированных страниц в Google и Яндекс. С этой целью помогут сервисы Search Console и Яндекс.Вебмастер. Если вы до сих пор не используете их, то вы на шаг позади конкурентов.
Если в индексации большая разница, определите, что не так. Возможно одна система не видит каких-то страниц, и поэтому число проиндексированных страниц ниже. А, возможно, система видит что-то лишнее, и число — выше.
Решать проблемы нужно в двух направлениях:
- Корректировка sitemap.xml и robots.txt
- Ручное добавление страниц сайта в очередь на индексацию
2. Микроразметка

Распределение сайтов по наличию и состоянию микроразметки можно назвать типичным: Opengraph встречается чаще, чем Schema (у 76% сайтов против 44%). Половина сайтов с микроразметкой имеют её частично или с ошибками.
Что делать: Хотя многие недооценивают значимость микроразметки, она косвенно влияет на ранжирование. Добавляя в сниппеты (строки поисковой выдачи) дополнительные элементы, вы делаете их более привлекательными. Привлекательными — значит более кликабельными. Поисковые системы видят, что на ваш сайт кликают и делают вывод, что сайт полезен. А чем полезнее сайт, тем выше он показывается.
Для автодилера в сниппете важны элементы: адрес, время работы, номер телефона, оценка из справочника. Обратите на них внимание.
3. Ссылочная масса

Распределение сайтов по количеству ссылающихся доменов
На 38% сайтов ссылается всего лишь до 50 доменов. В тоже время у 24% было выявлено более 300 ссылающихся сайта, в отдельных случаях их число превышает 1000.
Что делать: Разработайте план постепенного наращивания ссылочной массы. Акцентируем внимание на слово «постепенного». Как показывает практика, резкие скачки роста входящих ссылок могут обойтись дорого и испортить всю работу по SEO-продвижению. Лучше меньше, но с качественных ресурсов.
Если хотите погрузиться в тему ссылок, то советуем изучить современные техники: аутрич, крауд-маркетинг, многоуровневый линкбилдинг.
4. Репутация

У 15% и 18% сайтов отсутствуют или нет отзывов в Google My Business и Яндекс.Бизнес соответственно. Львиная доля сайтов имеет не менее 300 отзывов в Google и не менее 50 — в Яндекс.
Что делать: Если вы отстаете от основной массы по числу отзывов, это повод начать работать в этом направлении. Просите клиентов оставлять отзывы. Если они будут довольны вашим сервисом, то сделают это охотно и с радостью. Можно тестировать и поощрительные механики. Если вы оказываете услуги технического обслуживания и ремонта, давайте скидку за отзыв. Не любите делать скидки — раздавайте сувенирную продукцию. Клиенту будет приятно получить за отзыв ароматизатор в машину, блокнот, брелок или стакан.
5. Производительность

Если на десктопе большая часть сайтов (62% и 5%) имеют среднюю или высокую производительность. То на мобайле ситуация грустная: 97% сайтов имеют низкие показатели. 76% от выборки набрали до 30 баллов в Page Speed Insight.
Что делать: Если ваш сайт набрал мало баллов производительности, определите проблемные точки: большие изображения, сервер, плагины или что-то ещё. Мы заметили, что на сайтах автодилеров много объёмных изображений. Именно они могут быть главной причиной плохой скорости загрузки сайта. Как бороться с этой проблемой, можно почитать в интернете (например, в нашей статье об оптимизации изображений). Если времени, сил и желания нет, то обратитесь к SEO-специалистам.
6. Юзабилити

На 24% сайтов нет возможности совершить целевое действие: «связаться с консультантом», «запросить цену», «узнать подробнее»
Среди сайтов с такой возможностью у 15% были найдены проблемы: форма медленно срабатывает, после её заполнения выскакивает страница 404, нет понятных масок ввода.
Записаться на тест-драйв можно на 79% сайтах. Из них у 22% есть проблемы с заполнением формы. Где-то не работает кнопка отправки заявки, где-то нет страницы или плашки «Спасибо», означающей, что всё прошло успешно.
У 30% сайтов 9+ полей в форме заявки на тест-драйв, и на её заполнение уходит много времени.
Что делать: Поставьте себя на место пользователя и попробуйте совершить целевое действие на своём сайте. Если обнаружите проблемы, решите их со своим программистом. Чтобы найти больше подводных камней, попросите и своих знакомых проверить работоспособность форм. Они могут найти что-то важное и незаметное вам.
Мы увидели, что формы заявки на тест-драйв часто длинные по объективным причинам. Для тест-драйва нужно много данных о водителе: его стаж, номер водительского удостоверения

15% имеют частично или полностью некликабельные иконки и номера телефонов. Лишь у 47% сайтов есть описание технических характеристик автомобилей на страницах,
Что делать: Мы считаем важным для сайтов иметь кликабельные номера телефонов, поскольку большая часть трафика мобильная. Крайне неудобно вводить номер телефона, когда его нет перед глазами и приходится переключаться между страницей набора и браузером.
Мы заметили, что на многих сайтах есть возможность посмотреть цены и технические характеристики в отдельных PDF-файлах, которые открываются в новых вкладках (и то не всегда). Это приемлемо для десктопа, но неудобно для мобильных пользователей. Тем более, что эти документы оформлены в виде документа или презентации, в любом случае неподходящими для экрана телефона. Разместите технические характеристики на страницах сайта, чтобы не приходилось открывать дополнительные документы. Если это невозможно, то разработайте PDF-файлы специально для мобильных с большим шрифтом и большими схемами. Предоставьте пользователю выбор, какой документ смотреть.
По каждому из рассмотренных критериев есть точки роста для каждого сайта. Это можно заметить по распределению баллов в рейтинге. Кроме описанных SEO-показателей хочется сказать, что почти у всех сайтов проблемы с оригинальностью текстов. А у 6% сайтов нет SSL-сертификата.
В целом по нашим наблюдениям при хорошо проработанном дизайне и контенте качество сайтов с точки зрения SEO достаточно низкое. И что качественная SEO-оптимизация легко позволит многим сайтам из тематики значительно увеличить свою долю рынка в интернете.
В 2022 году в нише минских автодилеров есть большое пространство для работы над SEO. И уже сейчас, следуя нашим рекомендациям, вы можете значительно оторваться от конкурентов.