Подходят ли мировые тренды для разработки сайтов в Беларуси?
Спойлер: да, но не полностью.
Всем известны основных два подхода к оценке и оплате проектов:
- Fix Price
- Time & Material
Подавляющее большинство проектов в Беларуси сейчас разрабатываются по схеме Fix Price. Это означает, что на стадии пресейла готовится полная точная смета проекта, и далее проект разрабатывается в согласованные сроки и стоимость.
У метода Fix Price есть ряд преимуществ для заказчика:
- Простое финансовое планирование проекта (смета и график платежей известны заранее и закреплены в договоре);
- Весь функционал будущего проекта известен заранее;
- Отсутствуют дополнительные платежи (если разработчик при оценке что-то не не учел или что-то не успевает, это его проблемы).
Таким образом, Fix Price можно описать формулой:
Фиксированный бюджет + Фиксированные сроки + Фиксированный объем работ
Но при кажущейся привлекательности у метода Fix Price есть и обратная сторона:
- Учет рисков в смете (оценивая большой проект, нельзя на старте узнать все его мельчайшие детали, поэтому разработчики всегда вкладывают в смету риски);
- Возможные вопросы к качеству (если разработчик где-то ошибся с оценкой, ему все равно нужно закрыть работы в срок, из-за этого качество работ может снижаться);
- Негибкость процесса (схема Fix Price не позволяет глобально менять видение и функционал проекта после того, как работа над ним уже началась).
Схема Fix Price хороша для коротких понятных проектов. Если проект долгий и объемный, то риск того, что в процессе возникнут новые идеи или появятся какие-то подводные камни, возрастает. В таком случае, работая по схеме Fix Price, есть риск не запустить проект вообще.
В противовес схеме Fix Price выступает Time & Materials, которая изначально была создана под нужды среднего и крупного бизнеса, а потом была адаптирована для проектов любого масштаба.
Сейчас схема Time & Materials — самый популярный вариант разработки проектов в мировой практике.
Поясним кратко суть метода Time & Materials:
- Весь проект на старте разбивается на общий набор задач, которые нужно выполнить. Каждая задача оценивается отдельно. Таким образом, заказчик видит и может регулировать приоритетность, состав и набор задач.
- Проект начинает выполняться по заданному порядку, однако в любой момент набор и последовательность задач может регулироваться заказчиком. Новые возникающие задачи оцениваются и добавляются в проект дополнительно в любой момент времени.
- Работа над проектами происходит итерационно. Для каждой итерации (спринта) с заказчиком согласовывается пул работ, а по завершению работ разработчики демонстрируют результат.
- Работа может идти в удобном ритме и темпе. Например, спринты могут быть недельные или месячные. Количество работ в каждом спринте может быть 10 часов, а может быть 200. Заказчик оплачивает отработанные человеко-часы.
Плюсы Time & Materials для заказчика:
- Максимально точный результат. Такой подход позволяет глубоко погрузиться в бизнес-процессы заказчика и дать гарантию, что итоговый продукт получится таким, как нужно бизнесу
- Отсутствие надбавок за риски в сметах. Разработчики детализируют задачи до полного понимания и оценивают каждую задачу отдельно. Один и тот же набор задач будет дороже по Fix Price.
- Возможность посмотреть и проконтролировать каждый этап работ. Дополнительная гарантия разработки продукта, который будет соответствовать ожиданиям заказчика.
- Возможность в любой момент безболезненно поменять стратегию развития проекта вместе с изменениями в бизнесе или с ситуацией на рынке.
В целом работа по Time & Materials строится на взаимовыгодных доверительных отношениях между разработчиками и заказчиком. Разработчики стараются максимально вкладываться в каждый спринт, т.к. от его результатов зависит продление, финансирование и развитие проекта в дальнейшем.
Для понимания, какая модель оплаты подходит проекту, мы свели основные плюсы, минусы и особенности каждой модели в таблицу:
Fix Price |
Time & Material |
|
Модель разработки |
Waterfall |
Agile |
Для каких проектов |
Простые понятные проекты (корпоративные сайты, лендинги, шаблонные решения) до 500 человеко-часов |
Веб-приложения, сложные интернет-магазины, сервисы, порталы свыше 500 человеко-часов |
Степень вовлеченности заказчика |
Низкая Заказчик может предоставить первоначальные данные и далее получить результат |
Высокая Заказчик контролирует каждый этап работ |
Необходимый уровень экспертизы заказчика |
Высокая Заказчик на старте должен продумать и обсудить все нюансы проекта |
Низкая Разработчики сами детализируют задачи и потом согласовывают с заказчиком |
Возможность влиять на команду и ход работ |
Низкая По сути все, что происходит в момент разработки для заказчика - черный ящик |
Высокая Заказчик может гибко управлять приоритетами и командой |
Бюджет |
Фиксированный Оговорен на старте на весь проект |
Неопределен На старте есть только ориентировочное понимание общей стоимости |
Качество итогового продукта |
Как повезет Зависит от опыта, степени ответственности и загрузки команды |
Максимально высокое Метод работы ориентирован в первую очередь на качество |
Подход к проектам в Qmedia
Как рекомендуем разрабатывать проекты своим клиентам мы
Для простых проектов мы практикуем Fix Price. Здесь обычно все понятно.
Для проектов, для которых на старте просчета сметы мы выходим за рамки 500 человеко-часов, мы рекомендуем разложить разработку на два этапа:
-
Запуск MVP (подробнее о том, что это) по Fix Price
Оставляем в проекте только самый необходимый функционал, необходимый для запуска (до 500 человеко-часов). Фиксируем конкретные стоимость и сроки в договоре. Не вошедшие в первую версию проекта функции фиксируем в бэклог.
Обычно мы можем уложиться в стоимость до 10 000 $ и сроки 3 месяца.
В рамках этого договора запускаем проект. -
Доработка необходимого функционала на уже запущенном проекте по Time & Material
После запуска MVP возвращаемся к бэклогу, куда фиксировали функции, которые вычеркнули из первой версии. Параллельно оцениваем реальный пользовательский опыт (находим проблемные места). Составляем план дальнейшего развития проекта.
Дорабатываем проект в спокойном режиме итерациями, анализируя эффективность каждой новой итерации.
Такой подход позволяет нам добиваться максимально быстрой окупаемости проекта. Потому что после запуска MVP проект уже может выполнять свои функции (приносить заказы, регистрации, скачивания и др.). А далее распределение бюджета на доработки и развитие может складываться из выручки, которую начинает приносить проект.
Мы считаем, что такой комбинированный подход наиболее эффективен для следующих типов проектов:
- Web-приложения
Crm-системы, web-версии игр, финансовые решения, образовательные приложения; - Сложные порталы
Новостные, отраслевые или корпоративные порталы, социальные сети; - Маркетплейсы
Любые площадки для объединения продавцов и покупателей (товары, услуги, b2b); - Онлайн-сервисы
Сервисы доставки еды, бронирования билетов, авто, онлайн-консультации и др.; - Стартапы
web-версия MVP для любых стартапов.
С удовольствием проконсультируем вас по запуску вашего проекта: