Рейтинг SEO-оптимизации сайтов частных медицинских центров

Рейтинг SEO-оптимизации сайтов частных медицинских центров
Автор статьи:
Надежда Парахневич
Надежда Парахневич
Маркетолог-аналитик
г. Минск, ул. Старовиленская, 100, 4 этаж, пом. 1

Недавно мы провели комплексный анализ SEO-состояния 31 сайта по 45 параметрам. Были рассмотрены представители частных медицинских учреждений широкого профиля, которые одновременно занимаются по разным направлениям: от терапии и анализов до хирургии и косметологии. В выборку попали сайты из первых трёх страниц поисковой выдачи Яндекс и Google в Минске.

Особенностью тематики является то, что практически все медицинские центры заботятся о своей репутации в интернете (SERM): чаще все они размещены в справочниках и на картах, имеют отзывы и следят за своим рейтингом. Что логично и правильно, так как в вопросах здоровья пользователи опираются на отзывы в процессе принятия выбора специалиста или учреждения, куда обратиться. Также замечено, что практически на все сайты внедрены шаблонные формы записи из сервисов-конструкторов форм. С техническим же состоянием сайта, настройкой индексации и юзабилити у сайтов есть вопросы. Рассмотрим подробнее:

Индексация

Круговые диаграммы с долями сайтов
Доли сайтов, соответсвующих значениям показателей

Из положительных моментов: большинство сайтов имеют robots.txt и sitemap.xml — 90% и 71% соответственно. Однако сразу бросается в глаза то, что большая часть сайтов имеет дубли страниц и перекос в индексации разными поисковыми системами (т.е. одна система видит больше/меньше страниц, чем другая).

Что делать: Посмотреть, сколько страниц вашего сайта видит Google, а сколько Яндекс. Если же имеет место разница в 10%, то стоит задуматься, почему так. Возможно система видит лишние (служебные) страницы или наоборот не видит ваши важные страницы, которые могут быть случайно скрыты от индексации. На этом этапе следует изучить ситуацию в Вебмастере и при необходимости внести корректировки в файлы Robots.txt и Sitemap.xml (если они отсутствуют, необходимо их внедрить). Отдельного внимания заслуживают дубли страниц: они являются препятствием для попадания сайта в топ выдачи. Чтобы не вводить поисковых роботов в заблуждение, нужно срочно их удалить.

Ссылочная масса

Диаграмма распределения сайтов по количеству входящих ссылок
Диаграмма распределения сайтов по количеству входящих ссылок

Большая часть сайтов выборки (48%) имеет до 100 входящих ссылок, немного меньше (35%) — от 100 до 500. Лидеры же в это время имеют от 500 и более таких ссылок.

Что делать: Чтобы опережать конкурентов в выдаче и стремится к лидерским позициям, необходимо составить план и постепенно наращивать ссылочную массу, соблюдая лимиты. Нельзя в один момент добавлять слишком много ссылок — можно попасть под фильтр поисковых систем, после которого будет трудно восстановить репутацию ресурса. Отдавайте предпочтение меньшему количеству ссылок, но с более авторитетных доменов. Так пользы будет гораздо больше!

Оптимизация тегов

Диаграмма, показывающая долю сайтов, соответствующих показателям
* В качестве приемлемых значений были выбраны: 50−80 символов для заголовка и 150−270 для описания.

Говоря об этом пункте, можно обратить внимание на то, что 52% сайтов не имеют оптимизированного заголовка, 48% — не имеют оптимизированного описания, а у 39% сайтов — нет H1.

Что делать: Если ваш сайт попал в число названных выше, и у вас что-то не оптимизировано или отсутствует H1, у нас хорошая новость: это отличная точка роста! Старайтесь создавать уникальные описания, наиболее точно описывающие содержание страниц, чтобы пользователь кликал только на нужные ему сайты в поисковой выдаче. Процент отказов будет становиться меньше, позиции сайта — выше.

Микроразметка

Круговые диаграммы распределения сайтов по наличию микроразметки
Распределение сайтов в зависимости от наличия и состояния микроразметки

Большая часть сайтов не имеет микроразметки: ни Open Graph (55%), ни Schema.Org (61%). Немного меньше, но всё же достаточно много, сайтов имею микроразметку частично или с ошибками.

Что делать: Если микроразметки нет, то внедрить её, а если имеются ошибки — исправить их. Всё просто! Если вы сомневаетесь в её необходимости, то представьте, что она вам даст: более привлекательный вид сниппетов (карточек сайтов в выдаче), улучшенные показатели ранжирования, а главное — более высокую кликабельность объявлений (проверьте сами).

Репутация

Круговые диаграммы распределения сайтов по количеству отзывов в Яндекс и Google
Распределения сайтов по количеству отзывов в Яндекс и Google
Диаграмма, показывающая средний балл и количество сайтов с ним
*По горизонтальной оси — средние оценки на картах, по вертикальной — количество компаний, имеющих данную оценку.

Все рассмотренные компании присутствуют и в Яндекс.Справочнике, и в Google My Business. В целом отзывов в Яндексе меньше, но при этом там более высокие оценки. Так, например, средний балл 4,3 можно найти у 4 медцентров на картах в Google и у 7 учреждений в Яндексе. Минимальная оценка в Google — 3,2 балла, в Яндекс — 3,8 балла.

Что делать: Просить своих клиентов оставлять отзывы, возможно создать систему бонусов для врачей за реальные положительные отзывы пациентов. Обязательно обрабатывайте все отзывы и положительные, и отрицательные. Это важно даже не столько для ранжирования, сколько для доверия со стороны потенциальных клиентов. Низкие оценки в медицинской тематике особенно опасны.

Разработка и юзабилити

Диаграмма распределения сайтов по баллам в PageSpeed Insight
Распределения сайтов по баллам в PageSpeed Insight

Большая часть рассмотренных сайтов (74%) имеет среднюю производительность на десктопе (50−85 баллов) и пятая часть (19%) — высокую (более 85 баллов). Однако на мобайле всё немного грустнее: 93% сайтов имеют или низкую (20−50 баллов), или крайне низкую производительность (0−20 баллов). Оставшиеся 7% сайтов имеют средние значения показателей.

Что делать: В срочном порядке нужно обратить внимание на мобильную версию сайта и его скорость загрузки.Начните с простого: оптимизируйте изображения, стили сайта, избавьтесь от лишних плагинов. Для страниц с самыми популярными услугами можно рассмотреть создание турбо и AMP-страниц.

Диаграмма распределения сайтов в зависимости от наличия кликабельных элементов
Распределения сайтов в зависимости от наличия кликабельных элементов

Как можно заметить, у 26% сайтов частично или полностью кнопки/иконки не кликабельны. Большая часть белорусского трафика — это мобильный трафик, и пользователям довольно трудно запоминать и заводить вручную номера телефона. Поэтому кликабельные кнопки становятся решением, значительно облегчающим жизнь.

Что делать: Проверьте кликабельны ли номера телефонов и иконки, на которые ожидается клик. Можете привлечь своих близких и знакомых, чтобы они показали, куда бы они хотели нажать на вашем сайте. При наличии таких «дефектных» мест срочно исправьте ситуацию.

Диаграмма распределение сайтов в зависимости от количества полей в форме записи
Распределение сайтов в зависимости от количества полей в форме записи
Доля сайтов, имеющих рассмотренные функции
Доля сайтов, имеющих рассмотренные функции

Замечено, что записаться на приём у большинства медцентров можно либо в шапке сайта, либо на страницах услуг. Но, как правило, открывается одинаковая форма заявки со множеством полей, что конечно же нормально в медицинской тематике. Но многим людям не хочется тратить много времени на заполнение длинных форм с бесконечным выбором услуг, врачей, времени и т. д.

Что делать: В идеале иметь две формы записи хотя бы в шапке сайта — полную и быструю. В полной клиент должен заполнить все поля, выбрать услугу, дату, специалиста и т. д. А в сокращенной оставить своё имя и номер телефона, чтобы менеджер перезвонил о проконсультировал/назначил посещение. Это своего рода аналог покупки в 1 клик в интернет-магазинах.

Диаграмма с долями сайтов, имеющими рассмотренные разделы сайта
Доли сайтов, имеющих рассмотренные разделы

Наиболее популярный раздел среди сайтов выборки — раздел с врачами центров, наименее популярный — фотогалерея.

Что делать: Проанализировать структуру сайта на предмет лишних и недостающих разделов. Если у вас нет раздела с отзывами и фотогалереи, задумайтесь об их внедрении. Ведь такого рода контент работает на обработку возражений клиентов. Для сайтов медицинской тематики очень важны также информационные разделы, такие как блог, новости, вопрос-ответ и т. д. Часто до обращение в мед. учреждение пациент гуглит свою проблему и пытается решить ее самостоятельно.

Очень важно, чтобы по всевозможным информационным запросам, связанным со специализацией медицинского центра (например, «Как отбелить зубы», «Какие есть противопоказания для вакцинации»), пользователь сразу попадал на сайт медицинского центра. Пользователь должен находить понятную и экспертную информацию по своему вопросу, но также иметь возможность записаться на прием и получить личную консультацию. Для этих целей у медицинского центра должен быть сформирован контент-план и выделены ответственные сотрудники, которые смогут готовить полезный контент на сайт.

Узнать стоимость и условия

* — поля, обязательные для заполнения
г. Минск, ул. Старовиленская, 100, 4 этаж, пом. 1