Рассмотрим этапы любой воронки в общем виде:
- Узнаваемость — на этом этапе аудитория ещё не знает о товаре или услуге, поэтому маркетинг здесь отвечает за то, чтобы рассказать, уведомить о об этом товаре/услуге (это может быть что угодно: предмет, компания, бренд, процедура
и т. д. ) - Заинтересованность — на этом этапе аудитория уже слышала о продукте. Теперь задача маркетолога — заинтересовать потенциального покупателя,
т. е. прогреть его из холодного до теплого состояния (когда он готов к покупке). - Продажа — аудитория уже горячая и готова оставить деньги за товар/услугу, происходит покупка (сделка, заключение контракта
и т. д. ). - Допродажа — на этом этапе маркетинг отвечает за продажу товара/услуги повторно раз или за продажу дополнительных товаров, услуг, опций
и т. д.
Для каждого отдельного бизнеса воронка может выглядеть иначе. Например, может быть целесообразно развить этап заинтересованность на два или три. Продажа также может быть комплексной, состоящей из нескольких ступеней.
Удержание может отсутствовать в силу специфики товара/услуги: частная школа не сможет допродать свои услуги родителям, чей единственный ребёнок окончил её, а компания-изготовитель гробов не продаст покупателю больше одного гроба без необходимости.