Рано или поздно перед любым собственником возникает вопрос: что будет выгоднее для развития маркетинговой стратегии бизнеса и решения задач по привлечению клиентов из интернета — сотрудничество с фрилансером, обращение в маркетинговое агентство или найм сотрудника в штат.

Давайте взвесим плюсы и минусы всех вариантов, чтобы понять в каких случаях будет оптимальным то или иное решение.
Сотрудническтво с фрилансером
Под фрилансом можно понимать ситуацию, когда за решением той или иной задачи обращаются к конкретному специалисту, будь то ИП, знакомый знакомого или откликнувшийся на заявку исполнитель на фриланс-площадке.
Плюсы сотрудничества с фрилансерами:
- Стоимость услуг, как правило, ниже чем в агентстве или при найме инхаус специалиста
- Приступить к задаче можно быстро, т.к. не надо проходить этапы согласования договоров и тем более найма и онбординга специалиста в штат компании
- Коммуникации без посредников,
т. е. напрямую с исполнителем.
Минусы сотрудничества с фрилансерами:
- Юридическая сторона вопроса, как оформить сотрудничество корректно и получить все необходимые закрывающие документы — зачастую эти вопросы лягут на заказчика;
- Риски срыва сроков выполнения работы — даже, если человек супер-ответственный и не пропадает с радаров без объяснения причины, есть объективные форс-мажоры такие, как болезнь, проблемы с техникой, перегруз проектами;
- Невозможность масштабирования — какой бы талантливый не был фрилансер, он не может разбираться сразу во всех digital-инструментах (Таргет, SMM, контекстная реклама, SEO, копирайтинг, CRM, разработка, дизайн и др.)
- Не так просто найти действительно ответственного специалиста, с которым вы сможете продолжительное время работать над задачами и, который не уйдет в закат после первых же спорных ситуаций. Ведь сама суть работы на фрилансе предполагает возможность и желание специалиста работать в своём ритме и большую степень свободы, иногда, к сожалению, и от обязательств перед заказчиком.
Лучше всего подходит: для небольших конкретно сформулированных задач, когда всем понятно, что и как делать и какой должен наступить результат (нарисовать баннер, написать статью, сделать серию постов в соц. сетях). В этом случае заказчик нанимает «рабочие руки» для достижения поставленной цели. Для комплексных, а тем более проектных задач это, как вы понимаете, не слишком подходит, а гораздо логичнее обратиться в агентство.
Обращение в маркетинговое агентство
Плюсы сотрудничества с digital-агентством:
- Высокая экспертиза. У сертифицированных агентств интернет-маркетинга есть и опыт работы на большом количестве проектов, в том числе со сложными задачами, есть достаточное количество квалифицированных специалистов и/или возможность сформировать команду под проект в быстрые сроки, есть весь необходимый инструментарий для выполнения задач и руководитель проекта (аккаунт-менеджер).
- Определена цена услуги. Здесь не про параметр дешево или дорого, а скорее про то, что заказчик оплачивает конкретную сумму по договору и получает необходимые закрывающие документы, а все расходы по налогам, ФОТ, обучения специалистов, менеджменту проекта, покупке нужной техники и ПО — берёт на себя агентство.
- Комплексность. В лице одного хорошего подрядчика можно закрыть сразу несколько digital-направлений (разработка сайта, реклама, соц. сети, SEO, внедрение CRM, аналитика
и т. д. ), а значит и масштабировать стратегию. - График коммуникаций. Да, возможно, не всем удобно общаться с 9 до 18 по будням, но во всяком случае в агентстве в это время «поднимут трубку» и вы получите ответы на свои вопросы.
- Проще найти надежных исполнителей, в том числе для сложных проектов. Отзывы, кейсы, рекомендательные письма, портфолио, репутация, формы отчётности — всё это относительно страхует клиента от выбора «кота в мешке».
Минусы сотрудничества с digital-агентством:
- Стоимость. Экспертная команда, которая ответственно подойдет к задаче и достигнет результата не может стоить дёшево. Многие пробуют путём периодических «скитаний» по рынку найти вариант, чтобы сэкономить и получить выделенную команду по цене студента фрилансера. Но, как правило, это приводит к краткосрочному токсичному сотрудничеству и необходимости повторения процесса поиска и отбора. Мы периодически встречаем тех, кто меняет агентство раз в 2−3 месяца — и не жалко же предпринимателям своего времени…
- Время. Нельзя разместить заказ, выбрать первого попавшегося подрядчика и ожидать хорошего результата. Всё равно необходимо верхнеуровнево разобраться в ключевых процессах и KPI, «погрузить» подрядчика в свой бизнес, а значит уделить этому время и дать период на «раскачку», как правило, от 2 недель до 2ух месяцев.
- «Притирка». Этот пункт вытекает из предыдущего, но сюда же можно включить все «шероховатости», которые неизбежно возникнут в работе. В случае с фрилансером, скорее всего на первых же проблемных ситуациях общение «развалиться». В случае с инхаус специалистом, вы можете ему, грубо говоря, приказать делать так и никак иначе — и да, это может привести к отрицательным результатам, но, как говорится, хозяин — барин. С агентством и аккаунт менеджером понадобится выделять определенное количество времени и сил на согласования, постановку новых целей, «сверку часов» и некоторую подстройку бизнес процессов, каждой из сторон.
Лучше всего обращаться в агентство с комплексной задачей, когда не хватает собственной экспертизы для поиска решения и/или когда есть определенная критичность по срокам. Бизнес процессы в хороших агентствах интернет-маркетинга выстроены так, что к работе можно будет приступить в течение недели и при должном уровне координации ощутимый результат будет в первые месяцы. Если же сроки не горят от слова совсем, а что делать понятно до деталей и вам просто необходимы «рабочие руки», то в этом случае можно рассматривать и найм специалиста в штат.
Найм сотрудника в штат
Плюсы инхаус специалиста:
- Скорость реакции на поставленные задачи. Если специалист работает в штате компании, то большинство согласований будут проходить намного быстрее.
- Погруженность в процесс. Как ни крути, а сотрудник в команде будет понимать лучше все процессы, задачи и цели компании, так сказать, знать «внутреннюю кухню».
- Возможность выполнить больший объем работы. 160 рабочих часов в месяц, давайте будем честны, не сможет предложить ни агентство, ни фрилансер. Вопрос только в том, как грамотно спланировать рабочее время и распределить задачи для штатного специалиста, чтобы не оплачивать условную прокрастинацию в соц. сетях.
Минусы инхаус специалиста:
- Долгий процесс онбординга специалиста. Размещение вакансии и найм, стажировка и испытательный срок, обучение и онбординг на проект. В лучшем случае штатный специалист начнёт окупаться через 3−6 месяцев, в худшем — вообще не начнёт и/или уйдёт к конкурентам.
- Стоимость. Как и в случае с агентством, хороший специалист не может стоить дёшево. К тому же на бизнес лягут дополнительные расходы кроме ФОТ, а именно налоги, соц. пакет, обустройство рабочего места, оплата обучения, платных сервисов и необходимого ПО
и т. д. Если на чём-то из этого экономить, то и КПД на выходе пострадает. - Менеджмент. Постановка задач, координирование, контроль и управление проектом необходимо будет выполнять самостоятельно. Ведь по сути вы наняли рабочие руки, но выстраивать, а далее руководить процессом, чтобы был результат, так или иначе придётся.
- Сложность масштабирования. Один человек хорошо может работать с тем, в чем разбирается. Эксперт, который и сайт разработает, и SEO-сделает, и рекламу настроит, и соц. сети будет вести, и в блог писать — это что-то из области фантастики и потусторонней магии. Чтобы закрыть разные направления штатными специалистами, понадобится нанять разных специалистов.
Как показывает практика выгоднее всего внутренний специалист оказывается в тех случаях, когда уже есть понимание, какие работы необходимо выполнять, каким образом, какой должен быть результат и в чём нюансы. При этом задачи регулярные, нет особой срочности, а объем работы достаточен, чтобы загрузить сотрудника на полный рабочий день, и есть выстроенные процессы или готовность выстроить их для эффективного взаимодействия между исполнителем и постановщиками задачи.
Итак, если кратко резюмировать всё вышенаписанное, то:
- Фрилансер — для простых разовых задач.
- Агентство — для срочных, сложных и комплексных задач, когда не хватает экспертизы.
- Инхаус специалист — для простых, но объемных, рутинных и регулярных задач.
И напоследок хочется отметить, что нередко мы работает над проектами, где встречаются сразу несколько специалистов, эдакий микс из фриланса, агентства и внутренних сотрудников. А задачи, где работают инхаус специалист на стороне заказчика и команда агентства, — это в целом распространённый вариант, который для многих проектных задач наиболее верный, т.к. в этом случае преимущества от разных моделей сочетаются, а недостатки сглаживаются.
К примеру, на стороне агентства остаётся настройка новых направлений, тестирование гипотез, оптимизация проблемных мест, а на стороне внутреннего специалиста поддержание уже проверенных и отлаженных каналов, сведение статистики, настройка систем аналитики для формирования нужных отчетов и мелкие исправления из разряда «несрочно и неважно».
Если для вас акутален вопрос с тем, кого правильнее выбрать для решения задачи, то обращайтесь к нам, и мы честно скажем, как действовать оптимальнее всего и на что обратить внимание в первую очередь.