Wildberries и Ozon — крупнейшие русскоязычные маркетплейсы. Их особенность в том, что на них можно продавать много разных товаров и сразу в нескольких странах. Благодаря этому как у мелких, так у крупных продавцов появились огромные возможности масштабировать свой бизнес.
Мы решили ответить на часто задаваемые вопросы о Wildberries и Ozon, чтобы вам было проще разобраться, как с ними работать.
1. Откуда и как отправлять товары до покупателя? (FBS и FBO)
2. Требования к упаковке товара для маркетплейсов
3. Какой должна быть этикетка с кодом товара?
4. Как отгружать товары на склады и сортировочные центры ?
5. Какую комиссию платит продавец на Wildberries и Ozon?
6. Как рассчитываются логистические затраты ?
Заключение
1. Откуда и как отправлять товары до покупателя?
И на Ozon, и на Wildberries доступно два формата работы: когда товары отгружаются на склад маркетплейса и когда продаются со своего склада.
Первый вариант называется FBO (Fulfillment By Operator) и состоит из шагов:
- Продавец привозит свои товары на склад Ozon или Wildberries;
- Сотрудники склада принимать товар и размещают его на площадях для хранения;
- Когда товар заказывают, работники склада находят его, упаковывают и передают внутренней службе доставки;
- Товар доставляется покупателю.

Второй доступный вариант поставки называется FSB (Fulfillment By Seller):
- Товар заказывают и продавцу приходит уведомление;
- Продавец самостоятельно упаковывает товар и передаёт его в специальный пункт приёма. Кстати на Ozon привезти товар в пункт приёма может ещё и курьер;
- Товар поступает во внутреннюю службу доставки и едет к своему обладателю.

У Ozon эта схема работы FSB имеет ещё одну версию — RFSB (Real Fulfillment By Seller). Отличается она тем, что продавец передаёт упакованный товар не во внутреннюю службу доставки Ozon, а в — в другую или вообще привозит товар самостоятельно (через собственную службу доставки).

Wildberries |
Ozon |
|
FBO |
+ |
+ |
FBS |
+ |
+ |
RFBS |
- |
+ |
2. Требования к упаковке товара для маркетплейсов
Упаковкой может заниматься, как сам продавец, так и сотрудники маркетплейса. Всё зависит от выбранной схемы работы.
Если продавец выбирает FBO, то ему нужно лишь нанести на свои товары уникальный стикер в виде штрихкода. Его можно найти в онлайн-кабинете продавца. Затем товар передаётся на склад. А когда на него поступает заказ, работники склада находят его и сами упаковывают.
Но некоторые товары всё же надо будет предварительно упаковать: мелкие товары и товары с шершавой поверхностью (на которые не получится наклеить маркировку), наборы, хрупкие и острые товары. Штрихкод в этом случае клеится на упаковку (обычно это пластиковый пакет или бабл-плёнка). Крупные товары должны быть в коробках.
А если продавец работает по схеме FBS (продажа со склада продавца), всё гораздо сложнее. В таком случае ему нужно самому полностью упаковывать товар.
Начнём с того, что упаковка должна соответствовать базовым требованиям:
- Не должна значительно превышать размер вложенного товара, а желательно облегать его;
- Должна быть плотно закрыта со всех сторон, чтобы не произошло самопроизвольное открытие от сдавливания или смятия;
- Должна защищать от грязи и влаги.
Товары для Wildberries можно упаковывать в Зип-пакеты, пузырчатую (бабл) пленку, термоусадочные пакеты, полиэтилен, индивидуальную коробку (со скотчем). Для Ozon товары следует помещать в картонные коробки, белую или черную непрозрачную матовую плёнку и сейф-пакеты. Для разных категории товара предусмотрены свои доступные варианты упаковки. Чтобы вам было проще, мы собрали их в одной таблице с примечаниями. Требования для Wildberries и Ozon находятся на разных листах.

Как и в случае FBO, на упаковку продавец наносит штрихкод.
Wildberries |
Ozon |
|
|
Как мы писали ранее, на Ozon есть ещё вариант работы RFBS, когда продавец доставляет товар сам или через сторонние логистические службы. В первом случае продавец определяет вид упаковки самостоятельно, а во втором — подчиняется правилам выбранного подрядчика. Поскольку товары не передаются в службы доставки маркетплейсов, то их стикеры с кодами не нужны.
3. Какой должна быть этикетка с кодом товара для Wildberries и Ozon?
Как мы писали раньше, штрихкод наклеивается на каждую единицу товара. Найти его можно в онлайн-кабинете продавца. Системы маркетплейсов автоматически генерируют уникальные коды для каждого артикула.
Размеры этикетки:
- 30×40 мм, 40×58 мм или QR-code для Wildberries
- 40×25 мм для Ozon
Печатать этикетки нужно термопринтером на клеющейся бумаги в 100% масштабе без полей. Это нужно, чтобы этикетка не смазалась и её мог прочитать любой сканер.

Пример этикетки Wildberries

4. Как отгружать товары на склады и сортировочные центры маркетплейсов?
Когда в кабинете продавца будут заполнены карточки товара, он сможет оформить свой первый и последующие заказы на отгрузку товаров. Делается это в личном кабинете продавца. Там же он может выбрать подходящую дату отгрузки, и система рассчитает время для сборки заказа.
Важно учитывать, что товары отгружаются не поштучно, а комплектами в коробках. Они могут быть двух видов:
- Моно, в которых лежат полностью одинаковые товары (красные помады, белые футболки и пр.)
- Микс, когда в коробке лежит один товар разной расцветки (носки одной модели желтые и оранжевые)
За один раз можно поставить до 10 и более коробок. Но по правилам маркетплейсов, когда их много, их нужно помещать на палеты. То же касается и крупногабаритных товаров. Для них паллеты обязательны.
На каждую коробку/паллету наклеивается ещё одна этикетка с указанием склада и штрих кодом. Эту этикетку продавец также берёт из своего онлайн-кабинета.
Обычно в день можно совершить несколько поставок. Главное условие — заранее забронировать время для отгрузки. Также учтите строгую политику маркетплейсов: если вы приедите заранее или позже, товар не примут.
Т.к. продавец сам выбирает время сдачи товара на склад и распределительный центр, то он сам определяет, как долго будет доставлять товары к назначенному времени. Но в целом записаться на отгрузку товара можно на время не раньше, чем через 12 часов после бронирования.
5. Какую комиссию платит продавец на Wildberries и Ozon?
Принцип расчёта комиссионных затрат на Wildberries и Ozon одинаковый: они считаются как процент от розничной цены на маркетплейсе.
В целом у большинства товаров следующие комиссии:
- Wildberries — 9−12%
- Ozon — 3−15%
Примеры комиссий на несколько категорий товара
Wildberries |
Ozon |
|
Футболка |
12% |
8% |
Кроссовки |
12% |
8% |
Влажный корм |
10% |
5% |
Помада |
9% |
10% |
Зубная паста |
9% |
6% |
6. Как рассчитываются логистические затраты на Wildberries и Ozon?
На Wildberries предусмотрены фиксированные значения затрат в зависимости от категории товара и выбранного склада для отгрузки. Например, платье может ехать из склада в Подольске в Москву или во Владивосток, а продавец потратит одну сумму — 66₽ (по состоянию на апрель 2022).
На большую часть товаров стоимость доставки не превышает 100₽.
Часто товары покупают не сразу после их поставки на склад (в случае FBO). Сначала они какое-то время хранятся и ждут заказов от своих покупателей. Хранение товаров стоит 7 копеек в день. А если товар крупный, то продавец будет платить 4 копейки в день за каждый литр объёма товарной позиции. Хранение одной паллеты стоит 7₽ в день.
На Ozon логистические затраты считаются сложнее, и за доставку каждого товара продавец платит разную цену в зависимости от пункта доставки.
Цена для FBO включает:
- Стоимость сборки заказа и доставки товара из склада в региональный сортировочный центр («Магистраль») — 4−6% от цены товара, умноженные на коэффициент кластера. Коэффициент кластера зависит от того, из какого в какой регион отправляется товар, и равен 1−1,5.
- Стоимость доставки из сортировочного центра до пункта самовывоза или сразу к покупателю («Последняя миля») — 5% от розничной цены товара.

Пример расчёта
Купили платье за 1000₽. Оно будет доставлено из склада в Твери в Новосибиск. При этом платье весит 0,5 кг.
Исходя из веса, цена обработки заказа и магистрали будет равна 4% от цены. А коэффициент кластера — 1,5. Тогда затраты на доставку составят 110₽

Цена для FBS включает:
- Обработку отправления — 0/10/25₽ в зависимости от точки приёма. Также товары можно сдать курьеру, но это дорогое удовольствие: первые десять вызовов курьера обойдутся в 750₽;
- Магистраль — 4−6% от цены товара, умноженные на коэффициент кластера;
- Последняя миля — 5% от цены товара.
Для крупногабаритных товаров магистраль равна 8%, а стоимость последней мили бесплатна.

Пример расчёта
Рассмотрим предыдущий пример, но с учетом отгрузки товара в сортировочный центр. Тогда затраты будут равны 120₽.

За хранение товаров на складах в первые 30 дней продавец не платит. Если после этого срока все товары поставки не купили, то за их размещение (не купленных товаров) взимается плата. Она рассчитывается за отчетный период (15−16 дней). При этом учитывается среднесуточный объем товара на складе и тариф размещения. Тариф размещение зависит от оборачиваемости товара в днях. Он равен 0,2−0,45₽ за литр.
Пример расчёта
В среднем за первые 15 дней месяца на складе было по 100 литров коробок с носками. Тариф размещения равен 0,2. Тогда затраты на хранение равны 100*0,2*15 = 300₽.
Wildberries |
Ozon |
|
Доставка |
Фиксированная цена |
Обработка отправления (для FBO) + Магистраль + Последняя миля |
Хранение |
4 копейки/литр в день |
30 дней бесплатно |
Заключение
Принципы работы на Wildberries и Ozon в целом похожи, однако у продавцов на Ozon больше схем работы на выбор. Так, например, продавая на Wildberries товары придётся доставлять исключительно внутренней службой доставки. А вот продавцы на Ozon могут позволить доставлять товары самостоятельно или через своих подрядчиков.
Важно уделить внимание упаковке, потому что от её качестваа зависит, придёт ли товар к покупателю целым и невредимым. Плюс каждый товар должен иметь этикетку со штрихкодом, который нужен для идентификации товара.
Небольшие товары отгружаются в моно и микс коробках, а крупногабаритные должны поставляться на паллетах.
В целом доставка и хранение товаров проще и дешевле на Wildberries. В тое время на Ozon ниже комиссии. Поэтому затраты продавца приблизительно похожи.
Надеемся, что статья была полезной и вы уже начали разрабатывать стратегию выхода на маркетплейсы. Если вам нужна помощь или консультация в этом вопросе, обращайтесь к нам!