В конце марта 2023 года мы провели комплексный SEO-аудит 30 сайтов баз отдыха в Беларуси! В выборку попали сайты из первых страниц поисковой выдачи Google и Яндекс и из сайтов-справочников.
После подробного аудита был составлен рейтинг SEO-оптимизации сайтов. Ознакомьтесь с ним по кнопке ниже:
Для начала рассмотрим, актуальна ли SEO-оптимизация в рассматриваемой нише. Посмотрим на динамику спроса на базы отдыха в Беларуси в Яндекс.Вордстат.

Как можно увидеть из графика, пик спроса приходится на летний период и достигает 48−50 тыс. запросов. И это только Яндекс! Доля его трафика в Беларуси — 20−30% (остальная часть принадлежит Google). Поэтому, фактически базы отдыха ищут в 3−4 раза чаще.
Теперь приступим к результатам аудита!
Возраст доменов

Большей части сайтов от 5 до 15 лет. В среднем сайту 8.1 год.
Отдельно отметим широким диапазон возрастов сайтов: самому старшему — 18.5 лет, самому молодому — всего 0.1 год.
Что делать: Возраст изменить нельзя. И стоит одновременно помнить, что:
- Поисковые системы предпочитают ранжировать возрастные сайты выше;
- Но возраст не самый важный фактор SEO-продвижения. Есть много примеров молодых сайтов (до 2 лет), которые высоко ранжируются вопреки возрасту.
Независимо от возраста вашего сайта, делайте SEO.
Настройка индексации

Что такое индексация и зачем она нужна, читайте здесь. Если вкратце, то сайт нужно проиндексировать, чтобы он появлялся в результатах поисковой выдачи. А чтобы индексация проходила корректно, у сайта должны быть внедрены и настроены файлы Robots.txt и Sitemap.xml.
Признаки проблем с индексацией: у сайта есть дубли страниц и есть отклонения между количеством страниц, проиндексированных Яндексом и Google (когда одна поисковая система видит больше страниц, чем другая).
По результатам аудита дубли главной страницы есть у 63% (велика вероятность, что есть и у других страниц). А у 57% респондентов выборки есть значительные отклонения в индексации (больше 30%)!
Что делать: Для начала продиагностируйте свой сайт с вашим SEO-специалистом (подрядчиком). Если обнаружите отклонения в индексации, то недостающие страницы отправьте в индекс. Как это делается, читайте здесь.
Также обязательно внедрите файлы Robots.txt и Sitemap.xml. Они помогают Яндексу и Google правильно сканировать сайт.
Кстати с помощью Robots.txt можно скрыть какие-то страницы от индексации. Например — дубли.
Если обнаружите дубли страниц, скройте их от индексации или удалите физически в CMS.
Ссылочная масса

На большую часть сайтов ссылается до 50 доменов. В среднем сайт приходится 81 ссылка от 57 доменов.
Зачем нужны ссылки на ваш сайт, читайте в разделе «Вопрос-ответ» по этой ссылке.
Кстати наращивание ссылочной массы кратко называется «Линкбилдинг».
Что делать: Независимо от текущей ссылочной массы, наращивайте её. Делайте это постепенно. Поисковые системы должны думать, что ссылки ставятся органически,
Соблюдайте правила наращивания ссылок:
- Ставьте ссылки на ваш сайт на качественных ресурсах — новостных порталах, тематических блогах и форумах про путешествия и отдых;
- Не делайте массовую закупку ссылок (покупку одновременно десятков, сотен и тысяч ссылок). За это сайт может попасть под фильтр.
Оптимизация тегов

Теги Title и Description — это специальные атрибуты страницы сайта, которые считываются поисковыми системами, выводятся в сниппеты (результаты поисковой выдачи) и учитываются при ранжировании.

Чтобы сниппеты корректно отображались, они должны быть не слишком короткими и не слишком длинными: примерно 50−100 символов для Title и 150−270 — для Description.
В рамках аудита мы смотрели теги только для главных страниц сайтов.
По результатам теги Title соответствуют требуемой длине у половины сайтов, а Description — у 53%.
Иногда вместо Title в сниппет выводится заголовок H1. Поэтому нужно, чтобы каждая страница содержала и его, но только один!
Среди сайтов баз отдыха заголовок H1на главной (один странице) есть только у 63% выборки.
Что делать: Пропишите теги для всех страниц, которые должны индексироваться. Добавляйте в тексты ключевые слова из семантики и emoji (чтобы выделиться в выдаче).
Микроразметка

Микроразметка делает ссылки на сайт больше и симпатичнее.
Нас в первую очередь интересует Schema, с помощью которой в сниппеты выводятся дополнительные данные как в примере ниже:

Schema внедрена у 43% сайтов выборки баз отдыха.
Что делать: Лучше доверьте прописать микроразметку вашему SEO-специалисту. Если решите начать самостоятельно, то будьте крайне осторожны. Микроразметка прописывается в код: любая ошибка — и отображение контента на странице может стать некорректным. SEO-специалист же знает, как внедрить микроразметку правильно и без плохих последствий, а также посоветует, что лучше разметить на конкретно вашем сайте (цены, изображения, рейтинг, оценки
Скорость работы сайта

Производительность и время загрузки сайты оценивают в сервисе PageSpeed Insight от Google (это бесплатно). Хорошим считается результат выше 80 баллов из 100 возможных. Оценка в 50−80 баллов удовлетворительная. Ниже — плохая и неприемлемая.
Из результатов анализа сайтов в глаза бросается то, что у 8 из 10 сайтов на мобайле производительность низкая! Это недопустимо, т.к. уже 5−10 лет в B2C-тематиках преобладает мобильный трафик.
Что делать: Самое элементарное, что можно сделать — сжать изображения на сайте. Инструкция, как это сделать — в нашей статье по ссылке. Во-вторых, удалить с сайта лишние плагины.
Это общие требования. Для конкретики, проверьте свой сайт в PageSpeed Insight — сервис даст индивидуальные рекомендации.
Usability

Usability — это удобство сайта для посетителей.
По результатам анализа сайтов, 97% из них адаптивны (т.е. их можно просматривать со смартфонов). Столько же сайтов имеют SSL-сертификат. А кликабельные номера есть у 80%.
Что делать: Следите, чтобы ваш сайт был удобен в первую очередь с мобильных устройств, а именно с кликабельными номерами, с читаемыми крупными шрифтами, с адаптивной версткой.
Если по каким-то причинам у вас не подключен SSL-сертификат, то попросите вашего разработчика сделать это. Обычно сервисы хостинга предоставляют его бесплатно.
Заключение
У каждого сайта выборки есть точки роста, которые обязательно нужно использовать. Мы надеемся, что так и будет и вы опередите своих конкурентов, а горячий трафик из Google и Яндекс не заставит себя ждать!
Если хотите подробнее обсудить результаты аудита или рассмотреть ваш проект, заполняйте форму ниже: