О сервисах, которые уходят с нашего рынка и разработке их альтернатив
Онлайн-сервисы массово уходят с нашего рынка, что конечно же открывает возможности для стартапов. Место на рынке освободилось, у многих бизнесменов возникает мысль занять привлекательную нишу.
За несколько месяцев мы обработали большое количество заявок, связанных с разработкой различных онлайн-сервисов, основной идеей которых было частично или полностью заменить ушедшие с рынка компании.
Казалось бы, тот же Booking уже создан. Что сложного в том, чтобы просто скопировать его и разместить на своем домене?
Но конечно же, если бы всё было так просто, за несколько месяцев появилось бы уже десятки «букингов».
С какими основными проблемами можно столкнуться на примере разработки собственного сервиса бронирования недвижимости:
- Непонимание внутренних процессов
Даже идеально запрограммированная система не может со старта работать полностью автоматически без участия человека. Такие приложения требуют очень глубокого бизнес-анализа, понимания узких мест, работу над оптимизацией процессов. Это касается как процессов по взаимодействию пользователей с системой (регистрация, бронирование, размещение объектов), так и процессов, относящихся к местному законодательству, бухгалтерии и др. - Монетизация
Идеально работающая монетизация одного приложения не будет также эффективно работать на другом приложении. В этот вопрос придется погрузиться, продумать несколько вариантов, просчитать окупаемость. К тому же программистам потребуется техническое задание, которое описывает нюансы, невидимые обычные пользователю, например, округления при пересчете цен в разных валютах, модель программы лояльности (бонусные баллы, увеличение процента скидки, кэшбэк). - Особенности рынка
Booking создавался не под белорусский или российский рынок, он пришел на эти рынки, когда приложение уже имело широкую узнаваемость в мире. Нашим локальным пользователям осталось только подстроиться под то, что им дают. Если же речь идет о новом приложении, которое выходит на рынок, то конечно же оно должно быть идеально оптимизировано и заточено под аудиторию. Пользователь должен чувствовать его преимущество перед аналогами. - Маркетинг
Сам по себе сервис приносить доход после разработки не будет, каким бы удобным и полезным он не был. Нужна кампания по привлечению пользователей. Часто это несколько кампаний, например, отдельно по привлечению арендодателей и отдельно по привлечению арендаторов. Одновременно может быть задействовано несколько каналов: контекстная реклама, таргетированная реклама в социальных сетях, реклама через блогеров, реферальная программа. Для таких маркетинговых активностей нужны выделенная команда, бюджет и время. - Стратегия и масштабирование
Ну и конечно же помимо отдельных действий, направленных на развитие вашего проекта, должна быть единая стратегия. Разработчики, маркетинг, техническая поддержка должны работать согласно общему единому плану развития.
Для глобального развития проекта должен быть создан бизнес-план, произведен расчет юнит-экономики, сделаны исследование рынка, анализ тестового запуска проекта и др.
Модель развития должна быть итерационной. Проект проходит итерацию доработок, далее проходит тестовый запуск, далее делается анализ запуска и принимается решение о следующем шаге.
Нужно понимать, что процесс работы с такими онлайн-сервисами бесконечный. Любому сервису непрерывно нужны:
- Поддержка
Исправление багов, доработка под новые версии браузеров и ОС, оптимизация скорости загрузки страниц и др. - Аналитика
Оценка поведения пользователей, продуктовая аналитика (удержание пользователей, конверсия в целевые действия). - Развитие
Анализ конкурентов, формирование и проверка гипотез, а/b тесты.
Для разработки сервисов-аналогов тех, что ушли с рынка, мы рекомендуем использовать модель разработки MVP. Читать подробнее
Надо понимать, что запуск MVP для таких проектов в реальности займет 3−6 месяцев, а далее проекту потребуется постоянные развитие и поддержка.
Команда Qmedia разработала уже сотни сайтов и веб-приложений и точно сможет найти подход к вашему проекту.
Надеемся, что если у вас возникла идея разработки собственного онлайн-сервиса или приложения, вы подойдете к этому процессу рационально и реалистично. А мы всегда готовы вам помочь как в расчетах и подготовке стратегии, так и в разработке и поддержке!